Дворцы или ангары?


Питерский метрополитен на глазах теряет былой блеск
Вадим КУЗЬМИЦКИЙ

Даже памятники подземной архитектуры несут потери и подвергаются искажениям от современных переделок. Это с болью отмечают не только специалисты, но и горожане, не имеющие прямого отношения к проблемам архитектуры или транспорта, но влюбленные в наше метро.

В последние двадцать лет декоративное убранство питерской подземки упрощается, считает историк Петербургского метрополитена Алексей Флорштейн. Упрощают его намеренно, нередко для того, чтобы разным службам метро «легче работалось».

«Чтобы проще было менять лампочки, убирают декоративные плафоны. Чтобы быстрее иметь доступ к этим лампочкам, станции не покидают вышки для работы под сводом. Частично убирают элементы оригинального оформления, для того чтобы были запасные детали», – объяснил «Санкт-Петербургским ведомостям» Алексей.

Он привел целый ряд примеров того, что потеряно за последние десятилетия. На «Проспекте Ветеранов» убраны декоративные плафоны, закрывающие люминесцентные лампы. На станции «Автово», которая признана региональным памятником архитектуры, исчезли нижние ряды плафонов люстр. А в конце зала на этой станции возле панно отсутствуют две люстры. Можно было надеяться, что они вернутся после недавнего капремонта, но это не произошло.

На «Кировском Заводе» (также памятник архитектуры) после реставрации облицовки колонн и части стен станции фигурный карниз местами был заменен на плоскую мраморную плитку. На станции «Технологический Институт-2» убрали декоративную схему метро – теперь там пустая стена.

На «Лесной» для размещения красной «навигационной полосы» с названием станции была отбита часть оригинальной зеленой майолики. На «Политехнической» облицовку путевых стен камнем травертином заменили на керамогранит – «тот самый, из которого делают столешницы для кухонь». На «Гражданском проспекте» исчезла примерно треть оригинальных плафонов из центрального и боковых залов.

На «Садовой» для облегчения доступа к освещению были удалены матовые стекла, закрывающие лампы дневного света. Подземный зал, по словам Флорштейна, «стал похож на ангар». Его никогда не покидает вышка, «будто бы происходит перманентная побелка свода».

  Станция «Спасская» была открыта совсем недавно, но ее уже успели «упростить»: исчез нижний ряд плафонов у светильников, расположенных возле перехода на «Садовую».

Поделился с нами своими наблюдениями и редактор сайта «Размышления о питерском метро» (metro.vpeterburge.ru) Антон Иванов. По его мнению, переделки в подземке идут по четырем направлениям.

Во-первых, заменяются полы. Во-вторых, устанавливается новое освещение. В-третьих, вносятся изменения в архитектурное убранство станций. И в-четвертых, станции загромождаются служебной техникой. Отгораживаются служебные помещения. По словам Антона Иванова, замена полов, как правило, идет станции на пользу. Но подрядчику не всегда удается повторить рисунок со всеми деталями. Такое произошло на «Пушкинской».

Архитектор Борис Подольский, автор проекта одного из лучших новых метровокзалов – «Обводный канал», сказал нашей газете, что бездумное внесение изменений в облик станций без согласования с авторами «не годится никуда». Хотя тут же и уточнил, что отношение к памятникам и к «проходным» (менее декорированным) станциям должно быть разным. В случае если бы на спроектированной им станции, к примеру, вдруг заменили светильники, Подольский расценил бы это как нарушение авторского права.

– Есть и другие вещи, которые меня настораживают, – посетовал архитектор. – Вот теперь стикеры наклеивают одинаковые на всех станциях одной линии. Гармонируют они с архитектурой станции, не гармонируют – с этим трудно бороться, проект запущен и его невозможно остановить.

Борис Подольский также считает, что надо бороться с засильем рекламы в метро. Ему удалось добиться, чтобы на «Обводном канале» на путевых стенах ее не было. Это было бы верхом уродства. Думается, всякий, кто видел эту оригинальную станцию, согласится с этим.

– Что же касается бытовых помещений, то проблемы тут связаны больше не с самим метрополитеном, а со всякими службами ГО и ЧС, которые навязывают сейчас массу новых, порой не осуществимых требований, – говорит Подольский. – Это вопрос комплексный, и он даже не всегда находится в компетенции руководства метрополитена.

На этот счет интересно мнение и другого собеседника «Санкт-Петербургских ведомостей», живущего сейчас за границей и временами приезжающего в родной Петербург.

– Я был главным инженером одной из служб метрополитена, – признался он. – Из-за лавины всевозможных технических проблем такие «мелочи», как эстетика, архитектура и удобства пассажиров, неизбежно отходят на второй и третий план...

Но теперь он смотрит на это дело с другой стороны – как пассажир. По его словам, достаточно приехать на любую станцию и пройти в любой торец платформы или центрального зала, чтобы увидеть, как захламлены платформы разнообразными коробами, контейнерами, технологическими шкафами, зачастую весьма непрезентабельного вида, а также разнообразными вышками для обслуживания оборудования.

– Метрополитен не задумываясь захватывает территорию, предназначенную для пассажиров, – считает наш собеседник.

Причем обычно несколько ящиков, загромождающих платформу, принадлежат разным службам. Они не могут договориться, чтобы поставить вместо четырех небольших железных коробок одну большую.

Пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель прокомментировала нашей газете ситуацию с железными контейнерами, которые устанавливают на платформах и которые раздражают пассажиров. По ее словам, эти модули появляются только на период сложного и продолжительного ремонта. Юлия Шавель уверяет, что места установки модулей выбираются на каждой станции индивидуально «с учетом обеспечения безопасного передвижения пассажиров без снижения их мобильности». При этом метрополитен «понимает временное нарушение эстетического восприятия архитектуры станций...».

Как тут не вспомнить мудрость старших поколений: нет ничего более постоянного, чем временное.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

 

Ещё новости о событии:

Радость горожан от известия, что почти на двух десятках станций метро появился бесплатный Wi-Fi, оказалась несколько преждевременной.
18:51 29.08.2013 Городовой.спб.Ру - Санкт-Петербург
Бесплатный wi-fi, который якобы настроили на станции «Парк Победы» в понедельник, пока в метро не появился.
15:30 27.08.2013 Эхо Москвы в Санкт-Петербурге - Санкт-Петербург
В Петербурге на станции метро «Парк Победы» должен был появиться бесплатный Wi-Fi.
14:45 27.08.2013 Городовой.спб.Ру - Санкт-Петербург
Официальный запуск пилотной зоны бесплатной сети Wi-Fi намечался на 27 августа.
14:44 27.08.2013 ГАZЕТА.СПб - Санкт-Петербург
Креативное решение художественного оформления «Обводного канала» избавило подземный зал этого метровокзала от вездесущей рекламы. - С.-Петербургские ведомости
Питерский метрополитен на глазах теряет былой блеск Вадим КУЗЬМИЦКИЙ Даже памятники подземной архитектуры несут потери и подвергаются искажениям от современных переделок.
01:05 27.08.2013 С.-Петербургские ведомости - Санкт-Петербург
В вестибюле станции метро "Парк Победы" появится бесплатный wi-fi интернет в рамках пилотного проекта.
22:43 26.08.2013 Metro Петербург - Санкт-Петербург
По данным ИА «Диалог» со ссылкой на слова Юлии Шавель, пресс-секретаря петербургского метрополитена, на станции городской подземки «Парк Победы» в ближайшем будущем появится Wi-Fi.
22:40 26.08.2013 Газета Петербуржец - Санкт-Петербург
До конца года оборудовать точками Wi-Fi власти города намерены от 10 до 39 станций метрополитена.
19:17 26.08.2013 Санкт-Петербург.ру - Санкт-Петербург
Мегаполисы мира уже давно и успешно обеспечивают своих горожан и туристов доступом к сети на улице.
18:31 26.08.2013 Комсомольская правда - Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, 26 августа (Николя Муньешули). Во вторник на станции метро «Парк Победы» начнется тестирование бесплатной Wi-Fi-зоны,
18:02 26.08.2013 БалтИнфо - Санкт-Петербург
Бесплатный беспроводной доступ в интернет появится в вестибюле станции петербургского метрополитена "Парк Победы" в рамках пилотного проекта.
18:00 26.08.2013 Piter.Tv - Санкт-Петербург
 
По теме
100-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, житель Кировского района Петербурга Марк Эпштейн Элеонора КУРЮМОВА Ветеран Великой Отечественной войны из Петербурга отметил 100-летний юбилей.
Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях к этому часу.
ТК Санкт-Петербург
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга