В соответсвии с распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Особняк и дом Жадимировских (Н.Е Демидовой)» (наб. р. Мойки, д. 16, лит. А, Большая Конюшенная ул., д. 7, лит. А) включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
«Особняк и дом Жадимировских (Н.Е Демидовой)» представляет собой интересный ансамбль зданий в характере классицизма. Архитектурно-художественное решение фасадов сохранилось до настоящего времени с незначительными утратами.
В 1730-х годах узкий и длинный участок по Большой Конюшенной, д. 7, набережной реки Мойки, д. 16 принадлежал английскому купцу Э.Г. Опицу (Опичу), затем вдове сподвижника Петра I Г.И. Головкина, у которой участок приобрёл князь И.М. Кольцов-Массальский. Следующим владельцем стал протоиерей Ф.Я. Дубянский, духовник императрицы Елизаветы Петровны.
В 1793 году участок приобрёл купец А.П. Жадимировский – представитель состоятельной купеческой фамилии. Его родственникам принадлежали дома в северной части того же квартала у Конюшенного переулка.
Первый каменный дом был построен на участке не позднее 1730-х годов. В конце столетия его перестроили, тогда же появился каменный дом на Большой Конюшенной улице.
В 1823 году архитектор И.Г. Гомзин надстроил двухэтажные дома и часть флигелей третьим этажом.
Иван Григорьевич Гомзин участвовал в создании Главного Адмиралтейства, после смерти А.Д. Захарова он еще десятилетие руководил строительством. Заказ от Жадимировских он получил, когда завершились основные работы по Адмиралтейству. Позднее Иван Григорьевич участвовал в строительстве зданий в Кронштадте и на Адмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге. |
Дом № 7 – единственная жилая постройка на Большой Конюшенной улице, сохранившая строгие формы классицизма.
Рукой мастера нарисованы наличники верхних окон с прямыми и треугольными сандриками. Над ними нависает карниз с модульонами.
Миниатюрный портик над балконом в центре второго этажа и тройные венки в филенках появились уже в советское время.
После Жадимировских участком владела семья Демидовых. В1849 году архитектор Е.И. Диммерт перестроил для жены гвардии полковника Н.Е. Демидовой поперечный дворовый флигель и повысил третий этаж лицевого дома на набережной Мойки.
Егор Иванович Диммерт застал уходящую эпоху классицизма и успел оставить заметный след в петербургской архитектуре на заключительной стадии стиля, перерождавшегося в постклассицизм. Он работал с В.П. Стасовым, состоял при военном генерал-губернаторе столицы. К поздним его работам также относится перестройка Крестовоздвиженской церкви на Лиговском проспекте. |
Последней владелицей участка была С.М. Демидова (в замужестве Олсуфьева, позднее – княгиня Волконская). При ней в доме на Большой Конюшенной размещались лавка картин и гравюр С.Г. Петерсона, контора «Виндельбанд Б. А.» по железобетонным сооружениям и молочный магазин «Муромицы». В советское время здесь жил и работал языковед А.К. Боровков, автор трудов по грамматике и истории тюркских языков.
Одним из жителей дома № 16 по набережной реки Мойки являлся вице-президент Императорского Русского театрального общества, председатель правления союза драматических и музыкальных писателей Анатолий Евграфович Молчанов. Его супругой была знаменитая актриса Мария Гавриловна Савина.
В советское время в особняке жил и работал композитор Вениамин Ефимович Баснер – заслуженный деятель искусств и народный артист РСФСР. Наибольшую известность композитору принесли его оперетты, военные песни и кино-музыка, в том числе «С чего начинается Родина», «На безымянной высоте», «Березовый сок», «Это было недавно, это было давно», «На всю оставшуюся жизнь». В память композитора на здании в 2005 году установлена мемориальная доска.
В 1920-х годах в доме по наб. р. Мойки располагалось северное областное представительство «Главрыба».
В настоящее время в доме на Большой Конюшенной находится детский сад № 43, в доме на набережной Мойки – жилые помещения.