Дом англичанина - его аббатство

Старшая в семье Кроули — вдовствующая графиня всегда найдет повод возмутиться.

На канале «Культура» идет показ британского телесериала «Аббатство Даунтон», за шесть лет своего существования успевшего получить более пятидесяти различных престижных международных теленаград, включая несколько «Золотых глобусов» и «Эмми».

Джулиан Феллоуз, создатель «Аббатства», известный писатель, сценарист и признанный эксперт в области английского высшего света (еще бы, ведь его полное имя Джулиан Александр Китченер-Феллоуз, барон Феллоуз Уэст-стаффордский). Он придумал благополучное и процветающее семейство Кроули, поселил его в роскошном родовом поместье Даунтон (где-то в Йоркшире), снабдил благородными предками-графами и внушительным (до поры до времени) состоянием, а в ответ на эту авторскую щедрость потребовал вроде бы всего ничего: сам граф с супругой, вдовствующая графиня, юные графские дочери, а также все чада и домочадцы, включая слуг, дворецкого и кухарок вплоть до последнего мальчишки-посыльного должны стать персонажами Истории. То есть не просто какой-то «истории», не частной семейной хроники, пусть даже и с очень крутыми поворотами судьбы, а той самой, единственной «большой» Истории, череды событий и катастроф, что сотрясали Англию в первой трети ХХ века.

Не случайно в первой же серии граф Грэнтам (неотразимо положительный Хью Бонневиль) прямо за завтраком получает страшную телеграмму: затонул «Титаник». Добро пожаловать в ХХ век, дорогой граф. А там, на «Титанике», погиб кузен и наследник поместья, и что же теперь делать, и наверняка все пропало, все плохо, все кончено?! О, нет. То есть, конечно, все плохо. Но все только начинается. Как ни цинично это прозвучит, но за пятнадцать лет, которые семейство Кроули проведет под присмотром телезрителей (шестой сезон сериала заканчивается в 1926 году), гибель «Титаника» будет наименьшей из его проблем.

Потому что теперь на подопытных графах и графинях будут испытаны последовательно: все прелести старинного наследственного майоратного права, неприятности знакомства с дальними бедными родственниками из промышленного Манчестера (фи!), заботы о ветеранах колониальных войн, а там уже недалеко и до Первой мировой войны и битвы при Сомме, и могут ли аристократы оставаться в стороне, ведь из Даунтона получится превосходный госпиталь!

А потом - без передышки - знаменитая эпидемия «испанки», ирландская революция, разорение крупных землевладельцев, жестокие бои за выборы в парламент, борьба суфражисток за право голоса, послевоенный экономический кризис, джазовые двадцатые, первые автомобили, телефоны, фены, юбки выше щиколоток и другие немыслимые дерзости технического и социального прогресса.

И что прикажете делать с женской эмансипацией, дамскими журналами, богатыми американскими «кузенами» и первыми негритянскими джаз-бандами, с евреями в высшем обществе, с гомосексуалистами, с русскими эмигрантами и прочей немыслимой пестротой и мучительной неопределенностью бесконечно меняющейся реальности - а ведь по воле автора наши герои не должны пропустить ничего, ни одного исторического события, ни одной значимой минуты. Эти Кроули и их верные (или коварные) слуги всегда страшно заняты и поистине неутомимы. Включая неповторимую вдовствующую графиню в умопомрачительном исполнении Мэгги Смит - эта пожилая леди, неожиданно обнаружив, что ей привелось «посетить сей мир в его минуты роковые», всегда найдет повод, чтобы изумиться, возмутиться и выпустить острую ядовитую шпильку - своей убийственной иронией незаметно отменив общий ужас перед всеми этими «роковыми минутами».

Непостижимо, но герои еще и умудряются, что называется, «жить своей жизнью». Любители семейных саг будут, несомненно, удовлетворены: в «Аббатстве Даунтон» влюбляются, ссорятся, мирятся, женятся, расстаются, рожают и теряют детей, попадают за решетку, хоронят мужей и жен - и все это с интенсивностью, которой позавидовали бы иные мелодраматические мыльные оперы классом попроще.

Но у романтических страстей здесь существует серьезный конкурент: «Даунтон» смотрят прежде всего не ради пылких подробностей, запутанных интриг и прочего чувственного хаоса, а как раз ради удивительной гармонии самых обычных домашних будней. «История повседневности» бывает значительно интереснее мировой политической истории. Особенно если это «чисто английская» повседневность.

Какова цена этой гармонии, кто и как обеспечивает обитателям аббатства изысканный покой и комфорт (тот самый, который по-английски не только уют, но и утешение) - об этом создатели сериала сообщат в самых мельчайших подробностях. Публике придется узнать, сколько труда, умения и усердия ежедневно затрачивалось слугами (теми, кого во времена расцвета Даунтона было принято не замечать), чтобы традиционный чай был подан свежим, чтобы столовое серебро блестело, камины были зажжены, ночные горшки опорожнены, а леди могла принять свою обычную горячую ванну. Сериал снят не без игры в натуральные подробности, а потому зрители на себе прочувствуют каждую ступеньку (четыре этажа вверх по узкой лестнице), которую требуется преодолеть с ведром горячей воды в руках, - даже если мысленно «играют» за леди.

Одним из важнейших достижений «Аббатства Даунтон» оказывается подробный, но ничуть не навязчивый и лишенный назидательности рассказ о том, как менялось английское общество, как, после серии катастрофических перемен, постепенно начинали стираться социальные барьеры (по крайней мере отодвигаться). И все это не только ради того, чтобы леди и горничная смогли стать подругами, а дворецкий и экономка были признаны членами «семьи», но и по куда менее сентиментальным мотивам.

Чтобы выстоять в бурях ХХ века, Даунтон должен был так или иначе стать домом для всех. И то, что рано или поздно туда придется пустить туристов, означает лишь, что в этом доме всегда будут крахмалить салфетки, чистить серебро и зажигать камины.

  • Лилия Шитенбург
  •  
    По теме
    Голографический спектакль "Старые разговоры по-новому". Фото Василий Кузьмичёнок - Metro Петербург Юлия Долгова Корреспондент Metro посмотрела новый спектакль "Квартета И" Корреспондент Metro посетила первый в России голографический спектакль "Старые разговоры по-новому" с участием актёров "Квартета И".
    20.09.2018
     
     
    Сын бизнесмена, разочаровавшись в женщинах, забил до смерти содержанку. «Комсомолка» нашла других жертв изверга, которым удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
    20.09.2018 Комсомольская правда
    Автор: Sledcom.ru Суд продлил арест в отношении обвиняемых в деле о массовой педофилии в детском доме «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №8».
    20.09.2018 Spbdnevnik.ru
    44-й  Российский Антикварный Салон - Журнал искусство С 20 по 28 октября в Центральном Доме художника на Крымском Валу в 44-й раз будет проходить Российский Антикварный Салон, в котором примут участие более 200 российских и зарубежных галерей.
    21.09.2018 Журнал искусство
    Юлия Долгова Корреспондент Metro посмотрела новый спектакль "Квартета И" Корреспондент Metro посетила первый в России голографический спектакль "Старые разговоры по-новому" с участием актёров "Квартета И".
    20.09.2018 Metro Петербург
    После решения, принятого на Сейшелах, была завершена "война" с ВАДА, которая продолжалась с ноября 2015 года Андрей ВДОВИН @av_esq Можно перевести дух на пару мгновений - российское антидопинговое агентство (РУСАДА) в
    20.09.2018 Комсомольская правда
    «Зеленый пояс» окружит Петербург к 2024 году - Moika78.Ru «Зеленый пояс» окружит Петербург к 2024 году. Фото: Wikipedia К 2024 году вокруг Санкт-Петербурга должен появиться лесопарковый зеленый пояс, призванный сделать жизнь жителей мегаполиса более комфортной.
    20.09.2018 Moika78.Ru