В минувший понедельник, 21 августа, в администрации Петроградского района состоялся брифинг Главы администрации Ивана Александровича Громова для журналистов городских СМИ. Большинство вопросов касались росписи брандмауэров и голосования жителей на портале «Голос Петроградки».
Как появилась идея росписи глухих стен?
Кто выступил инициатором художественного начинания?
Почему решили спросить мнение жителей в форме голосований, не предоставив альтернативного варианта?
Брифинг позволил расставить все точки над «i».
Иван Громов рассказал, что именно Петроградский район Санкт-Петербурга в 2017 году стал пилотной площадкой по разработке интернет-портала, позволяющего жителям города высказать свою точку зрения на те или иные инициативы власти.
Еще раньше «в народе» зародилась идея «оживить» глухие фасады в некоторых уголках района. Жители обращались в муниципальные образования, а руководство местных администраций, в свою очередь, донесло их идеи Главе. Так, совместились в одном проекте – «Голос Петроградки» - желание благоустроить и улучшить окружающую среду с помощью современного стрит-арта и интерактивный способ получения обратной связи от конечного потребителя объектов благоустройства, то есть от жителей.
Надо отметить, что роспись фасадов на Петроградской стороне имеет свою историю. В 2006 году выпускник кафедры Монументального искусства Академии им. А.Л. Штиглица Павел Шугуров вышел с инициативой к администрации Петроградского района по росписи глухих фасадов, аргументируя свое желание примерами европейских городов – Берлина, Парижа, Брюсселя.
Тогда же был организован городской конкурс среди 20 молодых художников, в результате которого выбран эскиз студента–монументалиста Степана Кузьменкова. Фасад был расписан за счёт художников, которые мечтали показать свое искусство в подобающем ему масштабе. Роспись «Журавлиный луг» на улице Бармалеева, напротив детского сада, открывал на тот момент главный архитектор Санкт-Петербурга – Георгий Анатольевич Шереметьев. Позже эта работа вошла в презентацию Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, как пример того, как надо работать с брандмауэрами.
Следующая работа была реализована в 2007 году на фасаде по Введенской улице при открытии скейт-парка, вокруг которого постоянно появлялись стихийные граффити. Граффити стали частью композиции – они превратились в волны Невы ниже классического петербургского пейзажа. Автор росписи – Юлия Августинович.
Художники-монументалисты объединились в арт-сообщество «33+1» и создали юридическое лицо, целью которого стал менеджмент в области монументального искусства: выстраивание процесса подбора краски, подготовки поверхности, безопасности при высотных работах…
Сегодня эти росписи – одна из достопримечательностей района. В администрацию неоднократно поступали позитивные отклики. Да и в ходе острой полемики по поводу «свежих» проектов на Большой Пушкарской, 32, Малом проспекте, 33, Ленина, 17 и 53 к единому знаменателю прийти не удалось. Сами собравшиеся на брифинг журналисты признавались, что роспись «Деревья» на Подковырова, 8 органично вписалась в контекст среды и сквера, дополнив целостный образ "настоящего петербургского места". А за роспись «Самолеты» на Б. Зелениной отдали свой голос 512 человек, что составляет 93% от всех голосовавших.
На вопрос о финансировании работ в 2017 году Глава администрации И.А. Громов дал однозначный ответ: бюджетных средств на данный вид работ администрацией запланировано и израсходованно не было. В городе достаточно много социально ориентированных и активных частных компаний, которые с удовольствием принимают участие в финансировании подобных проектов. Спонсоры, в свою очередь, обратились к проверенному подрядчику – компании «33+1», а за эскизами – на кафедру Монументального искусства Академии им. А.Л. Штиглица. Курировал процесс создания эскизов доцент кафедры Александр Петрович Демидов. Позже самые удачные, по мнению специалистов, эскизы были выставлены на суд общественности в формате интерактивного голосования.
Таким образом, одобренные горожанами изображения уже появились на 3 брандмауэрах: на Большой Зелениной,16, на Большой Пушкарской, 32/2 и на Подковырова, 8.
К сожалению, после того, как новые проекты росписи брандмауэрных стен стали активно обсуждаться в социальных сетях, администрация района стала получать и негативные отклики. Самые жаркие споры возникли по планируемой росписи на Ленина, 53: корабль или любимая лошадь Петра I.
За корабль в последнем голосовании высказались 230 жителей (68% из 339 проголосовавших), Лизетта получила 109 голосов поддержки (32% из 339 проголосовавших). Но 15 августа администрацией было принято решение остановить голосование по причине недовольства общественности представленными вариантами эскизов.
«Мы видим, что достаточная группа жителей отрицательно относится к росписи фасадов воообще, полагая, что это нарушит идентичность Петроградской стороны (безотносительно лошади Лизетты, корабликов или иных рисунков). И поэтому отменили запланированные ранее голосования по оставшимся четырём стенам. Также остановили работы, связанные с росписью фасадов. Подождём, когда численность людей, зарегистрированных на портале и участвующих в голосовании, возрастёт до 30-40 тысяч человек. Чем больше пользователей проголосуют за проект, тем более эффективным будет мониторинг общественного мнения жителей района», - заключил И.А. Громов.
Неоднозначную реакцию общественности вызвал и вопрос о не предоставлении варианта «против всех» в голосованиях на портале. Иван Александрович согласился, что такая кнопка на «Голосе Петроградки» нужна и в скором времени появится.
«Портал работает в тестовой режиме, это видно, перейдя на него, сверху есть надпись «Тестовая эксплуатация». Мы постоянно что-то обновляем и улучшаем. Получаем отклики и благодарны жителям за столь яркую и прямую обратную связь. Только так, все вместе, в диалоге друг с другом мы сможем сделать наш район краше и удобнее для жизни», - прокомментировал Глава администрации.
В настоящее время программа росписи брандмауэров в Петроградском районе приостановлена. На какой срок – пока неизвестно. Всё зависит от активностей горожан. Хочется провести параллель с временем «ревущих двадцатых»: новое динамичное искусство не сразу было принято общественностью. Кто знает, может и «новому» направлению брандмауэрных росписей все-таки дадут шанс горожане.