Письменный стол и книги на нем - так видит скульптор Дмитрий Каминкер памятник писателю Валентину Пикулю.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В Михайловском замке Русский музей открыл выставку, посвященную современному художественному течению, связанному с искусством книги. Выставка так и называется - «Книга скульптора».
Чтобы достичь цели, посетителям предстоит подняться по парадной лестнице, пройти анфиладой залов, спуститься вниз по лестнице непарадной, миновать фонд открытого хранения скульптуры. В этом есть своя прелесть: интерьеры в замке великолепные, живопись качественная, классическая скульптура позволяет ощутить свежесть произведений современных авторов.
Как рассказывает заведующая сектором скульптуры ХХ - ХХI веков Елена Василевская, выставку готовили долго, автор идеи - старший научный сотрудник Жанна Манакова. Импульсом послужила работа Владимира Цивина «Семь заклинаний, молитв и обрядовых песен из поэзии Шумера в Вавилонии», созданная в издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга». На глиняных «страницах» с одной стороны оттиснуты тексты, воссоздающие образ подлинных клинописных табличек, с другой - рельефные изображения героев древней поэзии.
Кроме фрагмента известной «шумерской книги» на выставке около шестидесяти работ сорока авторов: скульптуры в традиционном понимании, инсталляции, объекты. Большая часть - из мастерских и частных собраний Москвы и Петербурга.
Многодельная, разнообразная выставка занимает четыре зала. Условно ее можно разделить тематически: «иллюстрации», «библиотека», «алфавит»...
Скульптурные «иллюстрации» к литературным произведениям - в основном произведения фигуративные. Коллекцию музея представляют циклы миниатюр Бориса Воробьева и Анатолия Каплана, посвященные «Ревизору» и «Мертвым душам» Гоголя. Вещи известные. В 1970-е годы в Германии «Мертвые души» были изданы со скульптурой Каплана в качестве иллюстраций.
Современные авторы развивают традицию, но делают это по-своему. Владимир Соскиев задумал цикл скульптур для иллюстраций книги о легендарных осетинских героях-богатырях. Валерий Бытка создает собственный эпос, пишет тексты, иллюстрирует их рельефами, называя каменными книгами.
У ушедшей из жизни московской художницы Софьи Казанской-Зеленской скульптура стала книгой в прямом смысле: в 1985 году она целиком «проиллюстрировала» пьесу «Кориолан» Шекспира. Персонажи выполнены из листов свернутой, виртуозно прорезанной бумаги. С этой работы у сотрудников музея появилась идея цикла выставок «бумажной скульптуры». Публика видела уже две.
Художники охотно работают с текстами, буквами алфавита, интерпретацией форм древней письменности. Один из лидеров движения «Книга художника» в столице Виктор Лукин показывает на выставке необычный алфавит «Письмена». Рядом можно увидеть гранитную «азбуку веди» и «морскую азбуку».
У некоторых авторов обязательный элемент композиции - книги. Они присутствуют в эскизе проекта памятника Валентину Пикулю «Луна над письменным столом», выполненном Дмитрием Каминкером. И в работе «Профессор Джеймс Рассел» Хачатура Белого, который обыгрывает классическую форму бюста, основанием которого стала стопка книг.
Особое направление искусства «книги скульптора» - включение литературных текстов в ткань произведения. В витрине - прозрачная поэтическая композиция Надежды Анфаловой «Платье Элизабет Браунинг». Текст английской поэтессы Викторианской эпохи можно прочесть на тонком пластике в складках, на подоле и лифе платья. «Как много цветов и в снег, и в дождь. Плющ и подснежник. Каждый сонет - букет».
Текст играет важную роль в проекте памятника Бродскому Владимира Цивина и на белоснежных бумажных одеждах, развешанных на стене - трагичная инсталляция Татьяны Баданиной «Реквием. Небо».
Тексты на фарфоре, бумаге, пластике...
В завершающей части выставки демонстрируется объект «Антикнига» москвича Сергея Чернова. Он представляет собой книгу, между страниц которой воткнут топор. Кто-то из посетителей предположил, что это иллюстрация к Францу Кафке, который писал, что книга должна быть топором, пригодным для того, чтобы вырубить море льда, застывшее внутри нас. Чернов пояснил, что на самом деле думал о деревьях, которые приходится вырубать, чтобы сделать бумагу. Концептуальное искусство тем и интересно, что вызывает разные ассоциации.