Особенно популярно экологичное горючее . Если уж менять что-то в автомобиле, то сразу кардинально, видимо, так рассуждают автовладельцы, переходящие на биотопливо. Оно в основном представлено этанолом (его получают из сахарного тростника и зерна), биодизелем (из сои и рапса), а также растительным маслом. Спирт дешевле бензина, но пока уступает ему в энергоэффективности: пробег машин, работающих на Е85 (смесь 85 % этанола и 15 % бензина) составляет 75% от пробега на том же объеме бензина. К тому же заправлять машины фактически продуктами питания – спорный выход в масштабах планеты, где часть населения голодает. И даже Гринпис пришел к выводу, что использование такого топлива наносит окружающей среде больше вреда, чем приносит пользы. Так что пока к этому виду топлива эксперты пока относятся с сомнением и заводов для его изготовления крайне мало.
Электричество может не только заменить бензин, но и действительно сокращает вредные выбросы в атмосферу. Электромобили и гибриды, выпускают множество компаний (как легковые, так и грузовые варианты). Минус в том, что электрокары гораздо дороже обычных моделей. Только в июле 2017 г. Илон Маск представил «народную» TeslaModel 3 (от 35 тыс долл. или 2 млн руб.). Да и длительная подзарядка, не очень распространена в городах, пока создает сложности в использовании.
Природный газ – еще одно направление альтернативного топлива, которое пока тоже не обзавелось широкой инфраструктурой. Но у него именно в России есть перспективы масштабной правительственной поддержки.
ГК "Деловые Линии"
В виде топлива это сжиженный (СПГ) или сжатый (компримированный, КПГ) метан. Разница между КПГ и СПГ, по большому счету, только в объеме, занимаемом газом (при сжижении объем газа уменьшается примерно в 600 раз).
Но многие автомобилисты просто боятся газа, потому что это «все равно что возить бомбу в автомобиле». Развеять этот миф может хотя бы классификация горючих веществ, по которой метан относится к самому безопасному 4 классу (к слабочувствительным веществам), а самым опасным является пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу. Бензин относится к 3 классу опасности. Кроме того, метан находится в баллонах под давлением, что исключает попадание в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва. Тогда как в баках с бензином или дизтопливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. И, конечно, современные баллоны для природного газа – совсем не то, что ставили на Жигули в 90-е годы.
Природный газ не только решает проблему вредных выбросов в атмосферу, но и значительно снижает расходы на топливо. 1 куб м газа по энергетической ценности примерно равен 1 л жидкого топлива, но стоит почти в 2,5-3 раза меньше говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. В 2016 году средняя розничная цена 1 м3 метана составила 14 рублей. В отличие от дизтоплива, газ можно использовать при низких температурах северных регионов России.
ГК "Деловые Линии"
Под СПГ и КПГ машины делает и поставляет газ в Россию Volvo и Scania. Газ особенно перспективен в промышленной эксплуатации для компаний, имеющих большой парк автомобилей, перемещающихся на дальние расстояния. Им газ помогает повысить эффективность бизнеса, сократив издержки на перевозки. Так, Scania в июне сдала в аренду 5 тягачей российскому грузоперевозчику «Деловые Линии». Компания рассчитывает снизить затраты на топливо на 25-30% в денежном эквиваленте, заявлял в июне директор управления по экспедиционной деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров.
Единственный недостаток природного газа – неразвитая сеть заправочной и сервисной инфраструктуры. Но у России второе место в мире по добыче природного газа. Поэтому в условиях прогнозирующегося снижения внешнего спроса на газ, развитие внутреннего потребления становится стратегически важным. Минтранс предлагает даже новую программу стимулов: с 2018 г. освобождать от таможенных пошлин импортные компоненты и оборудование для автомобилей на газу, снижать налоги на предприятия и ИП, эксплуатирующих газовые автомобили. Для владельцев таких автомобилей Минтранс просит понизить транспортный налог, и уменьшить с них сборы в «Платон», тариф проезда по платным дорогам и плату за парковки.
Можно ожидать, что и инфраструктура – заправки и сервис – подтянутся вслед за развитием рынка.
Остается только дождаться компаний, которые решатся применить новые технологии на практике и проверить выгоды стимулирования на себе.