Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

Фото: spbvedomosti.ru

Сцена из спектакля «Сюита в белом». © Мариинский театр. Фотограф Валенитин БарановскИЙ. 2018 г.

4 мая 1738 года Анна Иоанновна подписала указ об учреждении «Танцовальной Ея Величества школы для сочинения балетов и танцования театрального, степенного и комического». Этот день стал днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы - ныне Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В этом году знаменитой балетной школе исполняется 280 лет.

По давней традиции, выпускники академии демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра. В течение трех дней зрительный зал был переполнен. В этом году в мир балета отправляют своих подопечных опытные преподаватели Людмила Ковалева и Юлия Косенкова, мужской состав подготовили Алексей Ильин и Фетон Миоцци. У Алексея Ильина значительный педагогический опыт, а Фетон Миоцци впервые представляет на суд профессионалов и зрителей свой выпускной класс и сам сдает своего рода экзамен.

Программа вечеров была посвящена в основном памяти Мариуса Петипа, 200-летие со дня рождения которого отмечает весь мир. Ректор академии Николай Цискаридзе продумал репертуар с целью показать не только достижения выпускников, но и возможности всего возрастного спектра участников - от детей младших классов до предвыпускников.

Спектакль торжественно открылся па-де-катром «Розарий» из балета Петипа «Пробуждение Флоры». Наивный мифологический сюжет давал простор хореографической фантазии, наделяющей каждую из четырех богинь своим характером и пластикой. С тонким ощущением стиля передали индивидуальности своих героинь Александра Хитеева (Флора), Юлия Спиридонова (Аврора), Светлана Савельева (Диана) и Мария Буланова (Геба). Балет Петипа «Наяда и рыбак» дошел до нас только во фрагментах, один из которых предстал перед зрителем в редакции Николая Цискаридзе. С юношеским задором исполнили партии рыбака Маттео и его возлюбленной Джаннины Эрвин Загидуллин, обладающий блестящей техникой танца и актерским обаянием, и Мария Петухова. Герой Загидуллина смело вступал в состязание с соперниками (Давиде Лориккио и Степан Королев), побеждая их экспрессией воздушных прыжков и головокружительных вращений.

Петипа создавал не только «большие», многоактные балеты, он с удовольствием сочинял хореографические фрагменты для оперных спектаклей, среди которых «Русалка» Даргомыжского, «Тангейзер» Вагнера, «Пиковая дама» Чайковского. Одной из жемчужин в послужном списке хореографа по праву считается «Танец часов» из оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Из большой сюиты Николай Цискаридзе выбрал «Танцы Дня и Ночи». Изяществом и гармонией, ясным мироощущением наполнил Марко Юусела танец «Часов Дня», сохранив аромат и наивность далекой эпохи. Гением тьмы предстала Мария Хорева в «Часах Ночи», наполнив образ горделивой статью и властностью.

Сергей Лифарь, французский и русский танцовщик и балетмейстер, утвердивший на французской сцене принципы русской хореографии, сочинил более двадцати балетов. Среди них «Сюита в белом» на музыку Эдуарда Лало - его шедевр. Сложная по хореографии и пластической выразительности «Сюита» под силу не всякой труппе. Николай Цискаридзе рискнул доверить исполнение этого балета воспитанникам академии. Рискнул и победил. Хореографическое действие развивается на двух площадках: танцу героев на подмостках аккомпанирует, словно античный хор, пластически ритмизированный «отклик» кордебалета на возвышении, опоясывающем полукружье сцены. Юные танцовщики ни на мгновение не теряли ощущения этого единства, создающего в итоге полотно, завораживающее красотой и динамикой. Девять частей «Сюиты», у каждой из которых свое название, - это девять новелл о любви, расставаниях, радостных встречах и неизбежных утратах.

Чистотой и элегантным совершенством формы пленила Мария Буланова в «Серенаде»; смелостью техники, дерзким сочетанием труднейших движений и каскадом виртуозных комбинаций поразил в «Мазурке» Михаил Баркибжиджа; нежностью и тревогой наполнили «Адажио» Мария Хорева и Рустам Азизов. «Сюиту в белом» восстановил для учащихся академии патриарх французского балета Аттилио Лабис, знакомый петербуржцам по гастролям Парижской Оперы.

Финал торжественного вечера вернул зрителей снова к Мариусу Петипа и его блистательно-парадному гран-па из балета «Пахита». И здесь зрителей ждала неожиданность: в партии Пахиты выступила не выпускница академии, а прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина. Этой «подменой» Николай Цискардзе обозначил перекличку времен - юные выпускники увидели, какого совершенства может достичь танцовщица, окончившая Академию Вагановой. Терешкина царила на сцене, утверждая красоту в каждой академической позе и ослепительной виртуозности.

Выпускные спектакли словно соединили два «дома» Петипа - Мариинский театр, где состоялись премьеры почти всех его балетов, и репетиционные залы на улице Зодчего Росси, тогда Театральной, где в течение пятидесяти восьми лет великий балетмейстер и педагог оттачивал мастерство танцовщиков.

Выступления учащихся Академии Вагановой продолжились в Москве: 19 июня они выступили на сцене Большого театра, а 20-го - в Кремлевском Дворце съездов. Партию Пахиты в Москве тоже исполнили выпускницы академии - всемирно известная Светлана Захарова и восходящая звезда Элеонора Севенард.

Материал был опубликован в газете под № 109 (6218) от 21.06.2018 под заголовком «Новое поколение петербургского балета».

  • Игорь Ступников
  •  
    По теме
     
    12 и 13 июня впервые партию Воронова в балетном спектакле «Солярис» хореографа Юрия Смекалова исполнит ведущий солист Музыкального театра им.
    09.06.2018
    Глубина танца. Вечер балетов - СПГК им. Н.А. Римского-Корсакова Культурно-досуговый «Московский» Показ дипломных работ студентов кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.
    06.06.2018
    Электрички не могут доехать из Луги в Петербург - Мой район Как пишут очевидцы, причина инцидента — удар молнии. Фото: соцсети Вечером 18 июля на железной дороге произошло ЧП, в результате которого движение из Луги в Петербург было частично приостановлено.
    18.07.2018 Мой район
    Сидоровская Наталья 14-летний мальчик не умел пользоваться спичками В Петербурге стали известны подробности смерти подростка, который погиб в пожаре в собственной квартире вечером в понедельник.
    18.07.2018 Metro Петербург
    В Петербурге стартует "Точка доступа" - Moika78.Ru Через пару дней в Петербурге стартует Летний фестиваль "Точка доступа". Фото: социальные сети В Санкт-Петербурге сегодня, 19 июля, начнется Международный Летний фестиваль искусств "Точка доступа".
    19.07.2018 Moika78.Ru
    ФОТО Александра ДРОЗДОВА Дружественным баттлом петербургских ваятелей в музее «Мастерская Михаила Аникушина» открылся третий фестиваль «Лаборатория скульптуры».
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Фото предоставлено организаторами фестиваля В рамках тематического фестиваля Северная столица открывает двери для грузинского кинематографа.
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    11 июля. ЧМ-2018. Полуфинал. Хорватия — Англия — 2:1. В борьбе за мяч Гарри Кейн и Лука Модрич (справа).
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Иллюстрация Volkova-Innae/shutterstock.com Главная и традиционная интрига хоккейного лета - переходы игроков в НХЛ и обратно.
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Яна Цыпцына Они дали пресс-конференцию В начале июля была закончена операция по спасению 12 игроков детской футбольной команды и их 25-летнего тренера из пещеры Тхам-Луанг в Таиланде, выходы из которой затопило ливнем.
    18.07.2018 Metro Петербург
    В Центральном районе Санкт-Петербурга произошел пожар. ёёёёКак информирует главное управление МЧС, вечером 18 июля на улице Красного Текстильщика зафиксировали пожар.
    18.07.2018 ИА Невские Новости
    Сегодня в администрации Невского района состоялось расширенное совместное заседание комиссии по вопросам обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений в Невском районе Санкт-Петербурга и комиссии по делам несове
    18.07.2018 Невский район