Автомагистраль в интересах животного мира

Автомагистраль в интересах животного мира | Дикие животные — полноправные участники дорожного движения. ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС
Фото: spbvedomosti.ru

Дикие животные — полноправные участники дорожного движения. ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

Ну вот опять: лось перебежал КАД. Дело было белым днем 6 июня на внешнем кольце перед съездом на проспект Культуры. Говорят, из-за него столкнулись две машины. Сам, к счастью, успел убежать. В общем, жертв нет. Кроме разве что страховщиков, которые теперь будут оплачивать ремонт авто.
Пора поговорить о животных. В комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности действует целый отдел - по охране и регулированию использования объектов животного мира. Наш сегодняшний собеседник - начальник этого отдела Николай АХМАТОВИЧ.

- Николай Алексеевич, как-то странно: мегаполис, плотность населения, дорожное движение... И вдруг - целый отдел по диким животным (уж разрешите опустить слово «объект»). Откуда они у нас?

- Из леса. Откуда же еще? В черте города около 30 тысяч гектаров зеленых насаждений, которые вполне годятся для жизни диких животных. И то, что в окрестных лесах водятся лоси, косули, кабаны, - общеизвестный факт. Мы ведем им счет: как мигрирующим, так и постоянно находящимся на территории Петербурга (разумеется, с пригородами, включенными в границы города). На сегодняшний день зарегистрированы: 426 лисиц, 162 зайца, 57 лосей, 40 кабанов, 80 куниц, 10 горностаев, 59 белок. И одна косуля.

- Ух ты... И как они себя чувствуют у нас?

- Животные не в курсе, что «они у нас», и думают, что это мы у них. И вообще они такие же жители города, как и мы.

Если серьезно, то город растет и развивается, а пути миграции диких животных не меняются. Еще в документах XVII века содержится информация о том, что массовое движение лосей наблюдается дважды в год: в октябре-ноябре, еще до появления устойчивого снежного покрова; и в апреле-мае, с началом снеготаяния.

За миграцией специалисты наблюдают постоянно. Вот каковы результаты мониторинга минувшей зимой: на юго-западе города лоси перебираются через Волхонское шоссе и доходят до территории аэропорта, на юге-востоке - до Металлостроя. По правому берегу Невы миграция идет по границе поселка имени Свердлова, потом - Разметелево, далее по границе области с Красногвардейским районом города, Кузьмолово. Ну и потом Юкки, Сертолово, Песочный. С севера пути лосей проходят в Приморском районе недалеко от Лахтинского разлива. Повторю: это не места случайных встреч с заблудившимися животными, а вычисленные маршруты их миграции.

Разумеется, огромной проблемой является тот факт, что эти пути в нескольких местах пересекаются с автомагистралями. Самым опасным участком как для водителей, так и для лосей можно считать Рощинское и Средневыборгское шоссе, там, где они проходят по территории Гладышевского заказника. Только в этом году здесь уже сбили трех лосей.

- Как жаль...

- И лосей жаль. И людей. Столкновение с крупным животным на скорости - вещь крайне опасная.

Для полноты картины отмечу, что ущерб за сбитого лося составляет 80 тысяч рублей, которые водитель должен заплатить в казну. Ведь, в соответствии с законом «О животном мире» ФЗ-52, дикие объекты животного мира являются собственностью государства... Так что платить придется. Этот факт отчасти смягчает только то, что при наступлении такого рода гражданской ответственности убытки гасят страховые компании по полису ОСАГО.

- И как же государство охраняет свою собственность? Хотя бы в части спасения животных и людей от столкновений?

- Охраняет. ФЗ-52 вышел в 1995 году. И почти сразу затем российское правительство приняло постановление «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Для примера: запрещены к использованию любые технологии, которые могут повлечь за собой массовую гибель животных. Предусмотрены и наказания за нарушения этих правил: и административные, и уголовные.

Что касается миграционных процессов, то здесь требования вроде бы несложны: на пути сезонного перемещения диких животных не должно быть непреодолимых препятствий. То есть у животного, по российскому закону, должна быть возможность преодолеть и автотрассу, и газопровод, и плотину (если это рыба).

На этот случай имеются и программы, и даже частично - финансирование. Речь идет об устройстве системы зверопереходов или экодуков. Да, есть такие слова в профессиональном лексиконе.

В самом простом виде - зверопереход обозначается соответствующим дорожным знаком, который предупреждает водителей о возможном появлении на дороге животного.

В Петербурге такие знаки установлены на Западном скоростном диаметре, на участке от КАД до развязки с Белоостровским шоссе.

- Не маловато ли?

- В свое время устанавливать больше не было нужды. Однако сейчас вместе с Дирекцией по организации дорожного движения мы разрабатываем план увеличения количества таких знаков. Нужна схема, согласованная с ГИБДД. Нужно финансирование... Конечно, мы сделаем это в ближайшее время. Не такие уж большие усилия требуются.

Места установки знаков уже определены: на восьми автодорогах. Необходимо отметить два участка КАД: на севере и на юге, где дорога пересекает пути миграции лосей, кабанов и косуль. На северном участке в этом году уже сбили лося.

Далее в программе - знаки на Левашовском шоссе, на Средневыборгском и Рощинском (в границах Гладышевского заказника), на Большом проспекте в Репине, на Коннолахтинской дороге. И на Скандинавском шоссе, где тоже зарегистрировано ДТП с лосем.

На Западном скоростном диаметре установлены знаки «Дикие животные» в совокупности с «Зона действия 8 км».

...И все же хотелось бы - помимо дорожных знаков - продвинуться в решении более сложной задачи... Пользы будет значительно больше. Нужно заранее предусматривать строительство зверопереходов, одновременно с проектированием дорог, трубопроводов или любых других линейных объектов, которые могут стать препятствием для животных. И такие переходы необходимо устраивать в надземном или подземном варианте. Уже строятся трубопереходы: под автотрассой прокладывают трубу большого диаметра, которая служит сразу двум целям: по дну идет водоток (река или ручей), а над ним или сбоку устроена тропа для животных.

Проект скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург уже учитывает интересы животного мира. Там запланировано около десятка подземных зверопереходов. Именно в тех местах, где проходят пути миграции.

- Но ведь животные выходят на дорогу не только в таких местах...

- Это редкие случаи. Хотя и их нельзя исключать. В Европе, как правило, дороги отделены от леса оградой из сетки-рабицы. Разумеется, это уместно там, где отсутствуют пути миграции.

В России такие ограждения тоже применяются и приветствуются. Однако есть положение, по которому бюджетные средства можно тратить только на ограждение территорий заповедников. У нас же в городе заповедников нет - только заказники.

Когда строили КАД, предусмотрели установку соответствующих конструкций на некоторых участках. Но то была не наша инициатива и не наша программа.

Так что роль отдела пока ограничивается консультированием проектных организаций и мониторингом передвижения животных.

МЕЖДУ ТЕМ

В Петербурге и области наступил очередной сезон повышенной активности лосей. В конце мая - начале июня лосихи производят на свет новое потомство. За несколько дней до родов лосята, родившиеся в прошлом году, уходят во взрослую жизнь. Начинается гон. Именно эти годовалые «отроки» чаще всего и появляются на дорогах.

Материал был опубликован в газете под № 108 (6217) от 20.06.2018 под заголовком «Зебра для лося».

  • Наталья Орлова
  •  
    По теме
    Дикие животные забрались на территорию энергообъекта в поисках убежища Сотрудники Южной теплоэлектростанции обнаружили на территории ТЭЦ трех лосей, о чем сообщает пресс-служба энергообъекта.
    Большое количество животных замечают у Новоприозерского шоссе. Петербуржцев, решивших провести длинные выходные за городом, предупреждают об участившихся случаях выхода лосей на дорогу.
    На кольцевой автодороге пройдут запланированные ранее дорожные работы. Сегодня, 30 мая, с 22 часов будет полностью перекрыто движение автотранспорта на трех съездах на развязке КАД с Гостилицким шоссе.
    На КАД в Петербурге продолжают перекрывать съезды, настал черёд развязки с Гостилицким шоссе (дорога Петродворец – Кейкино).
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга