Помимо чиновников и представителей отраслей, в зале присутствовало 3 почетных гражданина СПб, 4 академика РАН, 3 члена-корреспондента РАН, 40 докторов наук, 26 профессоров, 23 кандидата наук, 7 доцентов, 10 лауреатов государственных премий, герой Советского Союза и герой российской Федерации. «Знатный качественный состав», - прокомментировал аудиторию вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Кучерявый.
Каждый докладчик начинал свою речь с перечисления доводов в пользу того, что именно Санкт-Петербург достоин стать главным интегратором и координатором защиты интересов России в Арктике. Здесь создается морская техника, готовятся кадры, здесь расположен ряд специализированных научно-исследовательских организаций, строятся ледоколы (в том числе атомные). В Санкт-Петербурге имеется даже уникальный Институт народов Севера. Недавно был создан специальный комитет по развитию Арктики, а также сформированы 2 промышленных кластера: робототехники морского применения и газового и газоэнергетического оборудования. И это, как заявил Полтавченко, только начало. Прежде, чем масштабный межведомственный проект координации Арктики Петербургом будет запущен, ведомствам предстоит серьезно все проанализировать и спланировать.
Александр Беглов, например, предложил систематизировать возможности научных и производственных предприятий города в виде каталога продукции услуг для освоения Арктики, и разместить его в открытом доступе. По мнению полпреда, это привлечет новых инвесторов и расширит рынок сбыта.
«Мы должны показать, на что способен наш город, - заявил Беглов. - Кроме того, с учетом возможного существенного сокращения заказов на военную продукцию в рамках госзаказа предприятия оборонно-промышленного комплекса должны проработать вопрос увеличения заказов на гражданскую продукцию, в том числе на нужды освоения Арктики, и мы готовы им в этом помогать».
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Кучерявый в своем выступлении сообщил, что для развития Арктике в первую очередь нужна внятная нормативно-правовая база, опорные зоны развития, освоение полезных ископаемых, реконструкция морских портов, аэродромов и магистралей. И для усиления своих компетенций Петербургу, скорее всего, потребуется специализированный научно-производственный комплекс.
Дополнительной проблемой в развитии арктических регионов может стать кадровый голод. Об этом сообщил Глеб Туричин, директор Санкт-Петербургского государственного морского университета, пояснив, что сейчас никто точно не может сказать, сколько и каких специалистов нужно Арктике.
Зато генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов пообещал, что атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» выйдет на ходовые испытания в октябре 2019 года и 3 декабря прибудет в Мурманск. В данный момент, отчитался Кадилов, на Балтийском заводе идет строительство трех атомных ледоколов того же проекта, и дирекция сильно надеется на подписание договора на строительство еще двух.
Вспомнили на совещании и о том, что помимо ресурсов в Арктике есть люди, граждане Российской Федерации. И социально-экономическая сфера там находится в упадке, в регионах наблюдаются системные проблемы с жильем, медициной, образованием и культурой. Что, конечно, тоже требует определенного осмысления и работы.
Игорь Шпектор, член общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера РФ, отметил, что эти территории давно нуждается в системном подходе и руководстве.
«Северяне имеют свой менталитет и ревностно относятся к тому, чтобы кто-то другой занимался Арктикой», - отметил Шпектор .
По его словам, в развитии арктических зон уже допущено много ошибок и слишком много там политизированных схем, итогом которых стало запустение населенных пунктов и упадок промышленности.
Леонид Абрамович Вайсберг, академик РАН, напомнил о «неудачном наскоке на Арктику» 45 лет назад, когда для добычи рассыпного олова в море Лаптевых была создана уникальная фабрика и олово пошло, но однажды оба задействованных корабля оказались на дне, где и покоятся до сих пор.
«Арктика не прощает ошибок», - предупредил академик.
А в пример правильного подхода привел прошлогодний опыт разгрузки сжиженного газа с предприятия Ямал судном 7-го арктического класса (сделанным, к сожалению, в южной Корее, а не у нас). Во время строительства заказами было загружено 650 российских предприятий, в общей сложности получивших 600 миллиардов рублей инвестиций.
«Мы много говорим о технологических прорывах, но настоящего локомотива нет, - заявил Вайсберг . - Арктический проект должен стать чем-то вроде проекта ядерного. Арктику все равно кто-то разбудит. И надо понять, будет ли она работать на Россию – или на кого-то еще».
Заместитель генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Валерий Поляков доложил о проблемах, которыми занимается его учреждение. Это интенсификация судоходства в Арктике и кратное увеличение морских переходов, увеличение количества ледоколов и обеспечение безопасности. Отдельным вопросом станет закупка системы экстренной эвакуации персонала морских объектов в ледовых условиях, потому что применяемые сегодня технические средства не соответствуют ледовым условиям и международным стандартам. Да и исследовательский фонд надо восполнять, констатировал Поляков, потому что тот устарел. Но особенно тревожит исследовательский институт тот факт, что Арктика – это и зона действий наших стратегических подводных ракетоносцев, и зона крупных нефтегазовых месторождений. Надо сочетать ту и другую деятельность и не забывать, что эта территория все больше становится зоной соперничества, так что для Министерства иностранных дел тоже найдется немало работы. Возможно, уже в ближайшее время придется разрабатывать документы по предотвращению и разрешению конфликтов, а также о разграничении Арктики.
«Это очень болезненная тема, и чем раньше мы ее решим и закроем – тем легче будет работать, - констатировал Поляков . - С каждым новым открытым месторождением, география которого может стать источником споров, проблема тут же обостряется».
В завершение речи Поляков предложил организовать при правительстве города 4 рабочих группы: «ледокольную», «логистическую», группу безопасности и «исследовательскую». Эта идея была поддержана губернатором Георгием Полтавченко и он предложил подумать о том, чтобы «промышленные» группы начали работать при Центре импортозамещения и локализации СПб.
«Мы не претендуем на роль единоличного лидера, - заявил Полтавченко под конец совещания. – Но нам нужно предложить серьезный продукт, разработать проект. И я призываю всех вас к совместной работе».