Журналист Архангельский объясняет, за что Запад должен сказать Путину «спасибо»

Журналист Архангельский объясняет, за что Запад должен сказать Путину «спасибо»
Фото: www.online812.ru

Журналист и публицист Андрей Архангельский считает, что при Путине возник феномен, который можно назвать «советский человек 2.0». Причем, уже вне рамок Советского Союза, советскость такого человека еще сильнее и ярче проявляется, чем до развала СССР. А в путинской идеологии Архангельский видит переплетение философии. Отрывок из его колонки для «Карнеги Центра» приводит Online812.

Архангельский пишет, что путинские политтехнологи подчерпнули из философии Бодрийяра идею восстановления «достаточного зла» для баланса, так сказать.   «Мир стал слишком стерильным, из мира изгнано зло, но без него добро исчезает тоже, наступает онтологический хаос, нарушается привычный бытийный баланс», – цитирует Бодрийяра Архангельский. «Бодрийяр писал об этом, конечно, с целью теоретической деконструкции, но в России эту идею поняли (как всегда) догматически, как буквальное руководство к действию. То есть стали деконструировать мир буквально – напоминая, что «человек неизменно плох», с помощью цинизма подрывая основы человеколюбия, коммуникации и мировой политики.   Когда говорят, что у путинской идеологии нет философской базы, это не так: покопавшись, там можно найти и отголоски идей Хайдеггера (слияние вождя и народа в единое тело), и Карла Шмитта (режим чрезвычайного положения как подтверждение суверенитета). Но главный источник – Бодрийяр (видимо, в силу его публицистичности и популярности в 1990–2000-е). У него почерпнута и творчески переработана идея о возвращении «достаточного зла» для баланса».   Одним из первых апологетов этой идеи был бывший замглавы администрации президента Вячеслав Сурков, который до сих пор судя по всему и придерживается подобной точки зрения.   «Не надо придумывать новое, мир был и останется плох, давайте вернемся к «старому доброму злу» – государству, за которым нужно оставить право на насилие. Делается это, разумеется, чтобы избежать худшего зла – хтонического, неконвенционального, такого, как мировой терроризм. «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться». Иначе – ад», – констатирует Архангельский в своей колонке .   «Другой тезис Бодрийяра – что мир постмодерна есть сплошная подделка – также был понят российскими политтехнологами впрямую, как данность. Раз мир стал подделкой, раз все позволено и границ между добром и злом больше нет – об этом тоже писал Бодрийяр, значит можно без всякого зазрения самим создать в России симулякр, имитацию демократии», – продолжает Архангельский. «Если западный мир прежде и ощущал себя подделкой, то на фоне нашей подделки он как бы обрел свою новую сущность. Можно сказать, обрел настоящесть. Россия сыграла роль кривого зеркала, посмотревшись в которое Запад вдруг опять обнаружил себя в качестве субъекта. Тем самым путинский проект вернул Западу его собственный смысл, который был утерян в 1990–2000-е. За это Запад может быть благодарен Путину».  

«Россия опять тут послужила отрицательным примером, увы. Столкнувшись с грубой подделкой, пародией на себя, Запад нащупал точку опоры. Сработал обратный эффект: реакцией на пропаганду стало возвращение к обсуждению базовых понятий свободы, принципов демократии, прав человека», – заключает Архангельский. 

Фото:  kremlin.ru

 
По теме
В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
С.-Петербургские ведомости