Антверпен: в гостях у Рубенса

Антверпен: в гостях у Рубенса | Памятник самому знаменитому жителю Антверпена. Фото автора
Фото: spbvedomosti.ru

Памятник самому знаменитому жителю Антверпена. Фото автора

Антверпен - столица алмазов, центр моды и дизайна, второй по величине порт Европы. Но прежде всего это город Рубенса. Здесь он жил, творил, похоронен и до сих пор остается самым известным горожанином.

На прошлой неделе в Антверпене открылся и продлится до сентября фестиваль, посвященный Рубенсу и эпохе барокко, - событие европейского уровня. На открытие съехались журналисты из разных стран.

У нашего города с Антверпеном шесть десятилетий неразрывных дружеских связей. Да и Рубенс нам не чужой: в Эрмитаже хранится одна из лучших в мире коллекций работ великого живописца. Приглашение офиса по туризму Фландрии посетить фестиваль было принято с благодарностью.

Присутствие Рубенса в Антверпене ощущается чуть не на каждом шагу. Его живопись украшает храмы, бронзовый памятник высится на площади перед главным собором, Дом-музей стоит на оживленной улице в центре, неподалеку и церковь Св. Иакова, прихожанином которой был Рубенс, там он похоронен.

Всюду в городе бросается в глаза логотип фестиваля «Антверпенское барокко-2018. Рубенс вдохновляет». В свое время гений барокко влиял на всю художественную культуру Фландрии. С его мастерской были связаны живописцы, граверы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Они создавали вещи, украшавшие дома или входившие в собрания коллекционеров той поры. Организаторы фестиваля задались целью исследовать влияние Рубенса на современность.

Программа, посвященная барокко и гению этого стиля, разнообразна и обширна. Она рассказывает об искусстве старом и сегодняшнем, что особенно интересно, соединяет их в музеях и городском пространстве под открытым небом.

В центре города на стенах зданий появились и никого не возмущают огромные граффити, выполненные международной командой художников: это может быть вполне современный портрет в стиле барокко, изображение архитектурных деталей или что-то еще.

В нескольких минутах езды от центра города в парке «Миддлхейм» (площадь 12 гектаров) - музее скульптуры ХХ века на траве среди цветов, кустов и деревьев стоят творения Родена, Бурделя, Майоля и других классиков. В их компанию попытались вписаться работы современных авторов из разных стран. Вдохновленные мотивами барокко, они создали фонтаны, лабиринты, оптические иллюзии, горбатые мостики... Все это олицетворяет, впрочем, не красоту, а тревоги и конфликты, не дающие покоя современным людям: неустойчивость политической ситуации, трудности общения разных культур, поиски гармонии...

Рубенс заявлен как хозяин фестиваля. Его собственный дом, где в жилых покоях и мастерской воссоздана атмосфера, в которой жил первый владелец, демонстрирует посетителям новые шедевры и открывает тайны. Портик - оригинальная часть здания, его визитная карточка, реставрируется. На время фестиваля посетителям предоставлена возможность надеть каску, подняться на леса и вблизи рассмотреть причудливый декор, созданный Рубенсом.

Музейная экспозиция дома пополнилась шедеврами. Так, из Мадрида на три месяца прибыло полотно «Мученическая смерть святого Андрея». Оно вернулось домой после 400-летнего отсутствия.

В свою очередь Дом Рубенса и МАS (музей на реке), разместившийся в здании современной архитектуры, осуществили совместный проект - «Микаэлина: главная героиня барокко». О самой героине Микаэлине Вотье (1604 - 1689) мало что известно. С братом, тоже художником, она жила в Брюсселе, они работали в общей мастерской, семьей не обзавелись. Выставка демонстрирует около тридцати работ художницы, добившейся успеха в эпоху, когда женщины-живописцы были редкостью. Ее дарование было многогранным, сюжеты смелыми, техника исполнения превосходна. Микаэлина писала портреты, цветочные композиции и исторические полотна большого формата, за которые не решались браться мужчины. На выставке представлено полотно «Мистическое обручение святой Катарины».

Обо всех проектах фестиваля в одной публикации не расскажешь. Но нельзя не упомянуть выставку «Сангина. Люк Тейманс о барокко» в музее современного искусства М НКА. Она объединила и показала в диалоге произведения старых мастеров, таких как Жорж де Латур, Франсиско де Сурбаган, Караваджо, и работы модных современных авторов. Как говорит куратор Люк Тейманс, так создается напряжение и возникает мост между старым и современным искусством.

Фестиваль барокко в Антверпене открывает трехлетнюю программу «Мастера фламандской школы», посвященную творчеству Рубенса, Брейгеля и Ван Эйка.

Что касается звезд современного арт-небосвода, то в Бельгии первым номером числится Ян Фабр. На родине его ценят, им гордятся. Этому художнику в прямом смысле удалось встать рядом с великими предшественниками. Его скульптура «Человек, несущий крест» - первая работа современного автора, заказанная церковью. Сияющая бронзовая статуя установлена в соборе Антверпенской богоматери, самом большом храме Бельгии, украшенном монументальными творениями Рубенса. На днях в рамках фестиваля в исторической церкви Св. Августина будет открыт новый алтарь, созданный Фабром. По заказу для этого храма работали великие художники. Полотно для главного алтаря создал Рубенс.

Материал был опубликован в газете под №104 (6213) от 14.06.2018 под заголовком  «В гостях у Рубенса ».

  • Людмила Леусская
  •  
    По теме
    1 апреля в 15.00 в Зале Корфа Российской национальной библиотеки (пл. Островского, 1-3) состоится открытие выставки «Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня…»,
    В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
    С.-Петербургские ведомости