Александр Цыпкин: Мы идем в сторону ограничения свободы выражения

Александр Цыпкин — один из самых востребованных авторов России — еще несколько лет назад работал PR-специалистом в офисе огромной компании и не предполагал, что сфера его деятельности столь кардинально изменится. Мы встретились с Сашей Цыпкиным накануне «БеспринцЫпных чтений» вместе с Анной Михалковой. Беседа ушла в философское русло: о современной литературе, о жизни, о том, куда катится мир.

—  Ваши рассказы читают Хабенский, Козловский, Дапкунайте, Михалкова — самые топовые российские артисты. Как вы смогли их заинтересовать? Как у вас получается собрать такой звездный состав?

— Мне повезло — это раз. Во-вторых, повезло и в-третьих, повезло. Если в-четвертых, то я предложил неожиданный формат. Их интерес, мне кажется в том числе, это интересный новый опыт, чтение вместе с автором. Ну и в самую последнюю очередь, — я. Надеюсь, что понравились рассказы. Думаю, что это тоже имело значение.

— В одном из интервью вы говорили, что раз в пять-шесть лет хотите кардинально сменить деятельность. Вы и в азартной сфере работали, и в PR, сегодня писатель. А через пару лет кто?

— Хороший вопрос. Но я не уходил из PR и до сих пор продолжаю этим заниматься. Скорее я кардинально поменял отрасль и активно занимаюсь пиаром собственных проектов. Что касается продолжения деятельности, это целиком и полностью зависит о того, пойму ли я, что больше мне здесь ничего не достичь. Если я пойму, что нынешние результаты — это мой потолок, то могу уйти в кардинально другие сферы: открыть бар, заняться каким-то другим бизнесом. Но пока я понимаю, что таланта хватает на то, чтобы сделать что-то более серьезное, более масштабное, я вижу перспективы. Сегодня, например, с творческой точки зрения все мои устремления связаны либо с кино, либо с театром, но не с книгами.

— В детстве кем вы мечтали стать?

— У меня было фантастическое, просто уникальное детство. Меня все любили. У меня была огромная семья, было много друзей и прекрасные отношения в школе. Такое хорошее детство, что я никем не мечтал стать. Мечтал, чтобы оно не заканчивалось. Я настолько живу сегодняшним и завтрашним днем, что прошлое от меня словно скрыто. Не помню ничего такого из своего детства, что было бы системным и основополагающим. У меня было, действительно, самое счастливое из возможных детств.

— Как вы считаете, может ли писатель творчеством изменить мир? Если да, то кого из авторов можно назвать таким писателем?

— Я считаю, что любое изменение мысли человека может повлечь за собой изменение мира. Более того, я надеюсь, что какие-то мои мысли и идеи пусть не обязательно меняют весь мир, но хотя бы мир одного конкретного человека. Я пишу для того, чтобы человек сквозь смех задумался о каком-то вопросе, о том, как бы он поступил в подобной ситуации.

Например, в рассказе, по которому скоро появится фильм «Дом до свиданий» есть важный вопрос — нужна человеку правда или лучше жить в сладкой лжи. Этот вопрос я далеко не первый ставлю. И фильм «Ванильное небо», и фильм «Матрица» про это, но я взял другие грани в отношениях между мужчиной и женщиной, посмотрел на эту дилемму по-другому. Извините за наглость проводить такие сравнения, ну если серьезно то мир меняет Пелевин, он гений и пророк. Он предупреждает, каким мир станет. И мы, к сожалению, его не слушаем. Поэтому мир становится все хуже и хуже.

— А куда катится современный мир? Каким он становится?

— Мне кажется, мы медленно, но верно, и западное общество даже больше, чем российское, идем в сторону ограничения свободы выражения, свободы человеческих проявлений. И, как это не странно звучит, но даже происходящая охота на ведьм в области харассмента, (который безусловно тоже проблемное явление) .Тут даже не важно, к противоположному или к своему полу, но мне кажется, что с сексуальной точки зрения мы все больше и больше становимся заложниками системы. Этот процесс происходит одновременно в разных обществах. И второе — это исчезновение с развитием гаджетов какого-либо прайвеси. Ни один человек в мире не может скрыться от всевидящего ока, и дальше будет хуже.

Постепенно отсутствие человека в соцсетях станет настолько девиантным состоянием, что просто исчезнет. Современные школьники на 99,9% живут в соцсетях, но дело не только в них. Вы можете не создавать личные страницы в Интернете, но у вас есть мобильный телефон, который знает о вас всё: слышит вас, видит вас, знает где вы находитесь, что покупаете, что делаете. От него невозможно скрыться. Чтобы сохранить неприкосновенность частной жизни, вы должны полностью уйти в аналоговую систему, а это уже невозможно. Поэтому о вас известно всё. Скрываться бесполезно. И каждый должен понимать, что в любой момент система может превратить тебя в фарш. За несколько секунд. При этом ты можешь не противостоять системе. Просто человек, который имеет большее значение или власть, может сделать из тебя фарш посредством направления системы против тебя.

«БеспринцЫпные чтения», 26 марта, 20:00, Театр на Литейном.

Впервые в Петербурге в рамках «БеспринцЫпных чтений» выступит Анна Михалкова. Это второй вечер чтений на основе программы в God save the Queens, в которой рассказы Александра Цыпкина читают Анна Михалкова, Ингеборга Дапкунайте и Виктория Исакова. В феврале в Петербург приезжает Ингеборга Дапкунайте, и вот теперь объявлена дата чтений с Анной Михалковой.

Александр Цыпкин: «Мне очень хотелось, чтобы у каждой актрисы из нашего, скажем так, квартета была возможность прочесть сразу несколько вещей и вот мы придумали такие вечера на двоих. Рассказы у всех разные, ну, а я читаю новое, ну и стараюсь мешать. Анонсировать не буду, что лишь небольшой спойлер. Аня точно представит свою версию „Свадьбы“ из „Женщин непреклонного возраста“, ну и, конечно, ставший мемом сразу после премьеры в ее исполнении „Геннадий Валентинович“ который, как мы знаем, жил не зря».

Вечера под названием «БеспринцЫпные чтения», в которых принимает участие как сам автор, так и ряд известных российских писателей, проходят с аншлагами в «Гоголь-центре», МДТ — Театре Европы, Электротеатре «Станиславский», а также на площадках Лондона, Парижа, Тель-Авива, Нью-Йорка, Вашингтона, Торонто и других городов. Недавно к творчеству автора обратились кинематографисты — по его сценарию снята одна из новелл фильма «Про любовь. Только для взрослых» режиссера и продюсера Анны Меликян. Роли в новелле исполнили Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте, Тина Далакишвили. А короткометражный фильм «Прощай, любимый» с Ксенией Раппопорт в главной роли занял первое место в неофициальном зачете в рамках благотворительного фестиваля-аукциона Action.

Прасковья Шишкоедова
 
По теме
Журналисты застали певицу и актрису Наталию Орейро при выходе из поезда, ехавшего из Петербурга в Москву Элеонора КУРЮМОВА Наталия Орейро тайно побывала в Петербурге на съемках нового фильма и уехала в Москву.
Знаменитый вагон конки, который более 20 лет стоит у станции метро «Василеостровская», может исчезнуть со своего места Ангелина ВАЙГЕЛЬ Легендарную конку на Васильевском острове могут убрать.
22 картины, поврежденные при взрыве в Таганрогском музее в июле 2023 года, представят на выставке Элеонора КУРЮМОВА В Русском музее отреставрировали картины, пострадавшие при взрыве в Таганроге.
В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
Spbdnevnik.ru