Аксессуары и не только

21 февраля 2015 - 15 марта 2015
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3

С 21 февраля по 15 марта 2015 г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства пройдет выставка «Аксессуары и не только». В проекте партнерски участвуют: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, коллекционеры А. Л. Кусакин и Г.И. Преснякова и три художницы «East Meets West Gallery».

Аксессуары уже к началу XX века больше относились к миру женщины, чем к миру мужчины: миру её дома, её одежды, её увлечений. В трёх залах музея будут представлены три мира: мир Ольги Плужниковой-Орловой, мир Екатерины Рожковой и мир Анны-Кати Тагути.

Идея выставки выросла из очень личной серии Ольги Плужниковой-Орловой, посвящённой любимому аксессуару автора - обуви. Каждая пара на холсте, будь то дорогие лодочки из «Галереи Лафайет», или простые войлочные сапоги типа «Прощай молодость» одинаково ей дорога и хранится до сего времени. Все они вошли в галерею любимых аксессуаров, каждый из которых связан с волнующими воспоминаниями, путешествиями, встречами и расставаниями, о чем часто свидетельствуют названия работ.

В работах Плужниковой много размышлений о себе, попыток заглянуть в себя, причём не только в автопортретах, но и в портретах других женщин, в сюжетах, связанных с интерьером дома женщины. Особый интерес, нам кажется, представляют ее рулонные графические «фрески»: то ли это просто зарисовки фигур людей с натуры, то ли фигуры святых, склоняющихся в молитве и «плывущих» в воздухе, но ощущение таинства присутствует здесь в каждой работе. Может быть, виной всему ее живописная манера, на первый взгляд, типично «московская», но на редкость воздушная и лёгкая. «Кисть словно сама прикасается к холсту, создавая тёплую и вибрирующую массу мазков, а из них выступают, словно в сновидении, парящие, полупрозрачные фигуры и предметы». (А. Якимович журнал «Собрание» №1, февраль 2005 г.)

Мир Анны-Кати Тагути представлен серией «Страницы семейного альбома», в котором хранятся памятные и милые сердцу вещички: фотографии близких и дальних родственников, которых часто знают только по фотографиям, коллекционные марки, рукописные записочки, счета, значки, иногда засушенные листы на память о чудесной прогулке в лесу или парке.

В шелкографиях на бумаге и в панно Анны используются образы многих памятных для нее вещей, но чаще всего - фотографии кружева XIX в. из Музея прикладного искусства (МАК) в Вене и старинных кружевных аксессуаров из семейной коллекции.

Ассоциация плетения кружевного рисунка с нитью судьбы - известная метафора. Каждое кружевное изделие, основанное на оригинальном рисунке автора, неповторимо, как и жизнь конкретного человека. Такие оригинальные кружевные аксессуары показывает отдел ткани ВМДПНИ. Это образцы изделий из Вологды, Ельца и Балахны конца XIX- начала XX вв. известных художниц и мастериц того времени В. Д. Веселовой и М. Н. Груничевой, а также женский городской костюм рубежа веков, состоящий из жакета и юбки, целиком выполненных с помощью ручного плетения на коклюшках.

Коллекционеры усадебной мебели начала и середины XIX века, а также всех предметов, составлявших убранство интерьера того периода, А. Л. Кусакин и Г.И. Преснякова предоставили оригинальные и в настоящее время ставшие редкостью аксессуары интерьера и костюма того времени. Через соприкосновение с ними связь разных времен ощущается как-то е вещественнее и яснее. Так развивается история мира женщины в разных поколениях одной семьи, когда она и только она занималась обустройством дома, его интерьером, насыщая его вещами, созданными своими руками: вышивкой гладью по батисту, вышивкой бисером, кружевоплетением. Часто в одном доме и сейчас соседствуют вышитые бисером картины из европейской жизни XVIII-XIX в. в., изящные шкатулки из разных пород дерева, вышитые бисером кошелечки, дамские сумочки, бумажники и другие милые мелочи.

Хотя в художественном мире Екатерины Рожковой нет человека, но ее «Крестильные платья» хранят теплоту детских тел двух дочерей. Прозрачность тонкого белого батиста символизирует для автора чистоту ребенка, который находится на пороге своего жизненного пути.

Линия чистоты в серии поддерживается темой бестелесной легкости, «парения», которое «переносит» платье в разные части металлического листа. Играя на контрасте материалов воображаемого платья и реального металлического листа, автор переводит вещественные объекты в образы-символы, которые утрачивают свое утилитарное значение. Легкость и невесомость платья, олицетворяющего чистоту крещения и начала жизни дитя, контрастирует с жесткостью и проблемами жизни взрослого человека, которая больше ассоциируется с твердым и жестким листом металла.

Стремление к монохромности прослеживается у автора уже второй десяток лет. Изысканное одиночество объекта и минимализм художественных средств в последних ее работах способствуют углублению созерцательности как одного из основных принципов ее художественного видения.

Символизм автора, ее трогательно-бережное отношение к одному объекту произведения как к драгоценности позволили провести параллели между серией ее работ и предметами современного авторского ювелирного искусства из коллекции отдела металла и камня ВМДПНИ, в которой представлены уникальные экспонаты, собранные музеем в 70-е-80-е годы XX века. Они аккумулировали в себе визуальное представление о новых формах, новых материалах и технологиях в декоративно-прикладном искусстве, которые позволили им стать новой идеологией авторского искусства того времени. Коллекция ВМДПНИ авторского современного искусства этого периода является не только лучшей в России, но и одной из лучших в Европе.

 

 

 
По теме
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга